Manokanaka
«Наблюдатель» – нам не нужна Кларисса Старлинг!
(The Watcher)




Реж.: Джо Чарбаник
В ролях: Джеймс Спейдер, Киану Ривз, Мариса Томей, Эрни Хадсон, Крис Эллис и др.
Производство: США, 2000 год






«Это никогда не бывает просто – открыть дверь. Убийца не ждет тебя с милой улыбкой на лице. Нет. Тебе остается лишь надеяться, что он совершит ошибку... и в этот момент ты будешь рядом» – эти слова произносит на приеме у психоаналитика бывший агент ФБР Джоэл Кембелл, не подозревая, что именно он станет главной ошибкой в жизни зловещего серийного убийцы Дэвида Гриффина.

Так начинается «Наблюдатель» – захватывающий и небанальный триллер, явно недооцененный и критиками, и зрителями. Почему так случилось? Казалось бы, фильмы про серийных убийц любят и Киану Ривза любят, так в чем же дело. А дело тут, скорее всего, в необычности и нестандартности, но какой-то непонятной, неправильной необычности и нестандартности. Ведь на «правильную» необычность тоже покупатель найдется. Такую «правильную» необычность принято рекламировать на разного рода фестивалях или заранее к ней народ подготавливать, а тут вдруг вылезло, как гром среди бела дня.

Пипл хочет триллер про маньяка, кровищи, небанальных ходов, страшную тайну в прошлом душегуба, а что пиплу дают? Историю о том, что мы живем в очень безразличном мире, где всем на всех плевать, о том, что единственным близким человеком для жестокого серийного убийцы становится психически нестабильный агент ФБР. Кто здесь убийца, ясно с самого начала, кровищи нет. К тому же почему это убийца такой душка, как наш ненаглядный Киану Ривз? Непорядок. И ладно был бы псих психом с каким-нибудь оригинальным стрессом детства, так нет – у него вообще, похоже, нет мотива, и он подозрительно нормален на вид. И что это он, вместо того чтобы красться ночами и нервно дышать на окна молоденьких девушек, прицепился к потрепанному жизнью агенту ФБР? Тоже непорядок. Порядок был бы, если бы агент был бесстрашной, умной и красивой женщиной, но увы-увы. Впрочем, не будем о грустном, а поговорим о фильме.

Лично у меня хорошее предчувствие относительно «Наблюдателя» появилось еще на титрах. Титры у этого фильма – отдельное маленькое произведение искусства. Размытая картинка погони – это достаточно стандартно, если бы не музыка. Тут-то и понимаешь, что тебя ждет финт. В музыкальной теме слишком много чувств и трагедии, какая-то обреченность, на ум почему-то ползет знаменитая японская «Дзэцуай». Собственно, если говорить о музыке к фильму, то здесь случай особый. Сам по себе саундтрек очень хорош – нужное сочетание агрессивности, романтики и обреченности, но обратите внимание на использование музыки в фильме – не случайно режиссер раньше специализировался на музыкальном видео, превосходное сведение картинки и музыки.

Итак, добро пожаловать в Чикаго. Здесь прозябает бывший агент ФБР Джоэл Кембелл (Джеймс Спейдер). Когда-то, собственно, не так давно, у Джоэла была совсем другая жизнь – он жил в Лос-Анджелесе и был одним из лучших специалистов по серийным убийцам. Его жизнь изменил Дэвид Гриффин (Киану Ривз), по крайней мере, так представлялся этот жестокий серийный убийца, обожавший душить молодых одиноких девушек струной от пианино. Агент Кембелл подобрался к Гриффину очень близко, и результатом стала гибель Лизы, женщины, которая для Джоэла была самым дорогим и важным в этом мире. Она сгорела на его глазах, а Гриффин растворился в ночи.

Джоэл Кембелл пережил сильнейший нервный срыв, ушел в отставку и переехал в Чикаго, чтобы жить рядом с могилой Лизы – именно здесь ее решили похоронить родители и муж. Джоэл страдает бессонницей, два раза в неделю посещает психиатра (Мариса Томей), питается в паршивом китайском ресторанчике и поглощает неимоверное количество лекарств, чтобы чувствовать себя более-менее человеком.

Но однажды Кембелл возвращается домой и обнаруживает, что его многоквартирный дом просто кишит полицией. Убита молоденькая одинокая девушка. Жаль, конечно, но это уже не Джоэла дело. Вернее, было не его дело, пока он не решил вскрыть почту и не обнаружил, что вчера кто-то прислал ему фото этой самой девушки. Были и другие фото, просто Джоэл достаточно долго игнорировал гору макулатуры у себя в прихожей.

Дэвид Гриффин последовал за агентом Кембеллом в Чикаго. Он честно пытался и дальше душить девушек в Лос-Анджелесе, но без Джоэла это было уже не то. Что и говорить, Кембелл гонялся за Гриффином три с половиной года, и за эти три с половиной года Дэвид успел как-то к нему привязаться. Выслеживать жертву, наблюдать за ней, а потом отнимать ее жизнь – это, конечно, приятно, но куда приятнее, когда кто-то оценит твою изобретательность, будет пытаться понять, что ты чувствуешь, что тобой движет. Пусть даже для того, чтобы поймать тебя, все равно кто-то в этом бездушном мире тебя заметил, ты ему важен. Дэвид твердо уверен в том, что они с Кембеллом по праву принадлежали друг другу и все было бы замечательно, если бы не Лиза, которая слишком отвлекала Джоэла. Именно поэтому, а не из мести, Дэвид решил, что Лизе придется уйти. Как же он был расстроен, когда Джоэл не стал преследовать его, а попытался вытащить стерву из огня, ведь, по мнению Дэвида, случившееся соединило их с Кембеллом навсегда. Потом Джоэл вообще уехал, и что у него теперь хорошего в жизни? Нет-нет, они нужны друг другу, им нужна их игра, только так они могут жить, и Джоэл ему еще спасибо скажет.

С точки зрения Джоэла все не так оптимистично. Хочет он этого или нет, но после приветственного звонка от Дэвида и трогательной открытки «Никто не скучал по тебе больше меня» с портретом очередной жертвы бывший агент соглашается возглавить оперативную группу, идущую по следу маньяка. Игра начинается, и правила ее очень просты. Каждое утро Дэвид посылает Джоэлу фотографию намеченной жертвы. Целый день эта девушка будет заниматься своими делами, ни о чем не догадываясь. Ровно в девять часов вечера Дэвид убьет ее. Казалось бы, имея фотографию будущей жертвы, предотвратить преступление несложно, но... мы живем в муравейнике, где никто никого не замечает, и это играет Дэвиду на руку.

Жизнь Джоэла вновь наполнена смыслом, это настолько очевидно, что его обаятельный психиатр Полли задает вопрос «Вы скучали по нему?», и Кембелл не знает, что ответить. А вот Дэвид кое-что знает, он знает, что все психиатры записывают сеансы с пациентами, и еще что, хотя он с Полли полностью согласен и она очень красива, докторша начинает уж слишком интересоваться Джоэлом.

«Вы скучали по нему?» Этот вопрос, заданный Полли, оставленный без должного ответа Джоэлом и многократно прослушанный Дэвидом, становится катализатором. Дэвид решает, что хватит ему наблюдать, пришло время им с Джоэлом наконец-то встретиться и серьезно поговорить. Что из этого выйдет – кто смотрел, знает, а кто не смотрел, пусть посмотрит. Поверьте, фильм того стоит.

Здесь у нас очень хорошая и уверенная режиссура, прекрасный сценарий, отличные актерские работы. Героиня Марисы Томей – мила, умна и абсолютно адекватна. Джеймс Спейдер замечательно выдает «агента на грани нервного срыва», правдоподобно – с одной стороны, ясно, что в личном плане бедняга совсем дошел до ручки, но его профессиональные качества сомнению не подвергаешь. Наконец, Киану Ривз – тут он, товарищи, потрясает. Видимо, он настолько устал играть спасителей человечества и просто хороших ребят, что в этой роли он явно отрывается и летит на крыльях вдохновения. Его Гриффин – убедителен донельзя, очень живой персонаж, хотя о нем мы так ничего толком и не узнаем. Он обаятелен и чудовищен. Дэвид настолько ненормален, что кажется совершенно нормальным, как бы абсурдно это ни звучало.

Жаль, что немногие оценили этот фильм.

Все написанное выше – не измышления безумного слэшера, это то, что вы действительно увидите в фильме. Создатели и актеры балансируют на очень тонкой грани неопределенности, но за этой тонкой гранью любой зритель, даже абсолютно незнакомый с понятием «слэш», чувствует, какой ответ напрашивается на вопрос: «Какого хрена он к нему привязался?»

Я же могу добавить, что каждый должен решать для себя сам. Этот фильм смело можно рекомендовать любому зрителю. Кто-то просто решит оставить неудобные вопросы без ответа, будет следить за отличным и напряженным сюжетом и получит удовольствие от фильма (например, ваши друзья и родственники). Им «Наблюдатель» просто понравится. Вы же наверняка будете сидеть и стараться не слишком сиять улыбкой по ходу фильма или не жевать сопли в финале, зная, что окружающим вашего участия не понять. Вы посмотрите этот фильм не раз, внимательно вслушиваясь в каждую фразу Дэвида. И «Наблюдатель» наверняка займет достойное место в вашей домашней фильмотеке – этот нестандартный мастерски снятый триллер, который сделал ставку не на запутанную паутину сюжета, а на еще более запутанную паутину человеческих отношений и чувств. Сделал ставку и проиграл.

Но только не в моих глазах и не в глазах истинных ценителей хорошего кино, вне зависимости от того, посещают ли они данный сайт или нет.

Если же у вас, да-да, конкретно у вас, читающих эти строки, остались сомнения, смотреть этот фильм или нет, позвольте закончить рассказ о нем маленьким отрывком из разговора героев, наконец-то встретившихся лицом к лицу.

«Гриффин, просто скажи, черт возьми, чего ты хочешь?»

«Что я хочу, Джоэл? Что мне нужно? ТЫ».



Кадры:




Джоэл Кембелл – ФБР на грани нервного срыва



Дэвид Гриффин – маньяк-обаяшка



Доктор Полли – здесь без психолога никак



Гриффин очень мил



Игра началась



Дэвид любит целовать девушек...



...и звонить отставным агентам любит



Дэвид не терпит конкурентов...



...и умеет их устранять



Всегда уверен в себе и неотразим



Всегда неуверен и на нервах



Он никому и ничему не позволит себя остановить



Гриффин и Кембелл – так близко и так далеко





В России «Наблюдатель» выпущен на лицензионном VHS и DVD компанией PYRAMID HOME VIDEO в 2001 году.



Обзор изначально опубликован на Slashfiction.ru в 2006 году

@темы: кинообзоры, Слэш в фильмах, Наблюдатель