Manokanaka
Uriah Heep - Wake the Sleeper (2008) ~ Возвращение Волшебников





1. WAKE THE SLEEPER (Box/Lanzon) 3.34
2. OVERLOAD (Box/Lanzon) 5.59
3. TEARS OF THE WORLD (Box/Lanzon) 4.46
4. LIGHT OF A THOUSAND STARS (Box/Lanzon) 3.58
5. HEAVEN'S RAIN (Box/Lanzon) 4.17
6. BOOK OF LIES (Box/Lanzon) 4.06
7. WHAT KIND OF GOD (Box/Lanzon) 6.37
8. GHOST OF THE OCEAN (Box/Lanzon) 3.22
9. ANGELS WALK WITH YOU (Bolder) 5.24
10. SHADOW (Lanzon) 3.35
11. WAR CHILD (Bolder/Gallagher) 5.07

PHIL LANZON - keyboards, vocals
RUSSELL GILBROOK - drums, vocals
BERNIE SHAW - lead vocals
MICK BOX - guitars, vocals
TREVOR BOLDER - bass, vocals

Produced by: Mike Paxman
Recording assistant: Chris West
Recorded at: Chapel Studios. Lincolnshire, UK
Mixed by: Mark 'Tufty' Evans
Mixed at: Wispington Studios, Berkshire, UK
Mastered by: Denis Blackham at Skye Mastering
Art direction, design, covert artwork and digital art: Ioannis



РЕЦЕНЗИЯ


Этого события поклонники группы, да и вообще рок-музыки ждали очень давно. Многие уже просто не верили, что это случится, но спящий гигант проснулся - легендарные британцы Uriah Heep выпустили свой 21-ый альбом, который стал их первой студийной работой за 10 лет.

Uriah Heep всегда были группой с не самой легкой судьбой.
Официально появившись на свет в далеком 1970 году, они лишь немногим отстали от классического триумвирата Led Zeppelin-Black Sabbath-Deep Purple, поэтому когда "новички" начали пробивать себе дорогу, многие стали упрекать их во вторичности и подражательстве, хотя достаточно было послушать их альбомы, чтобы понять - у группы всегда было своё лицо. Так или иначе, но огромное число музыкальных критиков, журналистов и простых слушателей считали, что законное место группы - на одном троне с более старшей тройкой, и триумвирату надлежит быть тетравиратом.

История распорядилась несколько иначе - Uriah Heep обрели легендарный статус, получили признание и славу, но всё же на вышеупомянутом троне им поместиться не удалось - они обосновались где-то рядом, став своего рода королевскими изгнанниками: всегда немного в тени, всегда какие-то неправильные, причудливым образом оправдывающие имя отталкивающего "теневого" персонажа Диккенса, принятое группой в качестве названия.
Судьба играла с Uriah Heep в совершенно безумные игры, а число музыкантов, побывавших в её рядах вообще с трудом поддается исчислению…но всё это возымело достаточно странный эффект, ценный для того, кто считает, что рок - это прежде всего музыка, а уж потом секс, наркотики, баксы и прочая мишура (тоже, конечно, не лишенная привлекательности).
Uriah Heep отличала необыкновенная живость и креативность, они никогда не шли на поводу у публики, никогда не писали клонированные хиты по заказу, они всегда двигались вперед, пробовали новое, но при этом, как ни парадоксально, всегда сохраняли своё лицо, сохраняли какую-то поразительную магию, за которую получили прозвище "волшебники".

Несколько раз пресса их хоронила, но в 1995 году группа выпустила альбом "Sea of Light", от которого даже у самых ярых критиков и скептиков отвисла челюсть. Спустя три года вышел "Sonic Origami", и хотя он считается несколько слабее предшественника, он тоже был великолепен. После такого новой работы рокеров ждали с нетерпением, но…дождались только спустя 10 лет.

Стоит ли говорить, как поклонники группы боялись разочарования?
Но этого не произошло.
С первой же секунды "Wake the Sleeper" способен снести слушателю крышу.
Uriah Heep предстают во всем своем великолепии - необычайно сочный и насыщенный звук, завораживающая гармония, потрясающие тексты и совершенно недоступная магия, которой пронизана музыка. Да, это 100% Uriah Heep, со всеми старыми заповедями, которое они несут сквозь десятилетия, но тому, кто навсегда застрял в ностальгии и считает, что настоящий рок был только в добрые старые 70-е, лучше сразу оставить коварную зеленую коробочку с диском: на нем - классический рок XXI-го века. Никаких скидок на возраст группы -оставаясь верными своим традициям, Хип сумели сделать новый альбом потрясающе современным, причем это настоящее, а не простое копирование новомодных примочек.
В отличие от некоторых ветеранов, попробововших свои силы в "нью эйдже", Uriah Heep избрали другой путь - подали абсолютно экзотическое музыкальное блюдо, дегустируя которое часами можно гадать, что же это за специя - "готикметалл", "нью-эйдж" или "симфо-рок", настолько тонко эти нотки вплетены в собственный музыкальный стиль группы.
На новом альбоме Uriah Heep предстают более темными и мрачными, чем это привычно их фанам. Впервые с далеких 1972-1973 годов они понастояшему обращаются к фэнтазийной теме, но если это и фэнтази, то определенно "Темная Башня" Стивена Кинга - столько всего смешалось в этом эпическом альбоме, который упорно не желает расставаться с волшебством в наш сумасшедший век коммерции.
"Wake the Sleeper" - достаточно тяжелый альбом, например, здесь нет ставших классическими для любого рок-альбома баллад. С первой до последней песни это - настоящий экшен, подобно урагану он подхватывает слушателя и ни на секунду не сбавляет мощи и напора.
Волшебство трудно анализировать, но давайте попробуем разобрать это совершенство по компонентам.

Прежде всего следует сказать, что альбом был записан в новом составе: Мик Боск - гитара, Расселл Гилбрук - ударные, Тревор Болдер - бас, Фил Ланзон - клавишные и Берни Шоу - вокал.
Как и для любой классической группы, для Uriah Heep в истории определен "золотой состав", который уже очень давно канул в Лету. Однако если тот был "золотым", то многие из поклонников группы готовы применить термин "платиновый" к пятерке, составлявшей единый организм Uriah Heep на протяжении добрых двадцати лет (с 1986 по 2006 год) - колдуну-гитаристу Мику Боксу, невероятному ударнику Ли Керслейку, мрачному басисту Тревору Болдеру, потрясающему клавишнику Филу Ланзону и невероятно эмоциональному вокалисту Берни Шоу.

Незадолго до записи "Wake the Sleeper" Керслейку пришлось покинуть группу из-за проблем со здоровьем - великий ударник не желал делать скидку на болезнь и работать на концертах в полсилы, что только ухудшало ситуацию. В результате было принято тяжелое решение, которое Мик Бокс прокомментировал примерно так "Как музыкантам нам тяжело терять такого ударника как Ли, но как людям, нам гораздо важнее, чтобы наш друг был здоров".
К счастью замену Ли удалось подобрать достойную - Рассел Гилбрук прекрасно вписался в коллектив. Возможно, во многом своей свежестью, мощью и энергией альбом обязан присутствием этого ударника за установкой. Его стиль совершенно не похож на стиль Керслейка, но он способен заразить своим напором и страстью.

Компанию в ритм секции ему составляет Тревор Болдер, ещё раз доказывая, что полное остсутствие мимики не мешает человеку быть совершенно нереальным бас-гитаристом и превосходным автором песен. Как басист Болдер просто счастье для группы, если кто-то и может играть на басу почти соло-партии и превратить его в лиру поэта, то именно этот бывший соратник Девида Боуи.
В целом ритм секция альбома по хиповски мелодична, глубока, но в тон времени несколько более агрессивна, чем обычно.

Тоже можно сказать и о солирующей группе - гитаре и клавишных.
За первое в Uriah Heep на протяжении всей истории группы отвечает Мик Бокс, и за это нужно благодарить судьбу. Никто из именитых гитаристов не поражает меня так как этот таинственный мягко говоря не высокий человек. Периодически даже посещают мысли о нечеловеческой природе этого товарища, и дело тут не только в том, что он, кажется, вообще не стареет, и не в его загадочной мудрой улыбке Мерлина и даже не в таинственных вводящих в транс па руками. Как только в руках Бокса оказывается гитара, она словно оживает - она говорит, кричит и стонет, его фирменный стиль не узнать просто невозможно. Остается он верен себе и на новом альбоме, но что же он творит… Он покажет себя во всем блеске, и не волнуйтесь, Мик припас для вас и совершенно новые неожиданные трюки.

Что касается клавишных, которые всегда в Uriah Heep занимали место гораздо более важное, чем у большинства их современников, то здесь Фил Ланзон сражает наповал. На "Wake the Sleeper" было решено использовать только его величество электроорган Hammond…и что же Ланзон с ним делает. Он выжимает из этого воистину великого инструмента всю монументальность и красоту. В поразительном и гармоничном дуэте с гитарой Мика Бокса, клавишник поднимает слушателя в небеса, где дозволено парить лишь драконам и ангелам.
Вообще сотрудничество Бокса и Ланзона - настоящее благо для группы. Первый и без сомнения великий клавишник Uriah Heep Кен Хенсли обладал огромным количеством достоинств, но как и многие талантливые люди просто не мог не тянуть одеяло на себя, поэтому зачастую старался переиграть не менее талантливого гитариста вместо того, чтобы вместе оглушить слушателя. Его приемник Джон Синклер был хорошим клавишником, но он всё же сильно уступал в яркости гитаре Мика Бокса. С приходом Ланзона Uriah Heep вновь обрели клавишника-солиста, но в отличие от Хенсли, Ланзон сразу слился в потрясающем дуэте с Боксом, где солирует каждый, одним им известным способом только подчеркивая и усиливая партию другого. Кроме того, эти двое сформировали сильнейший писательский тандем.

Наконец, мы добираемся до вокальной части.
Прежде всего, нужно отметить, что фирменное хиповское многоголосье на диске присутствует во всем своем великолепии. Да, это отдельный момент - такого неповторимого, насыщенного, мелодичного и красивого многоголосья, пожалуй, нет ни у одной группы. При этом, им почти никогда не изменяет чувство меры, особенно это касается "Wake the Sleeper" - не к лицу этому где-то суровому альбому хоральные распевы.
Теперь собственно о лидер вокале - он бесподобен. Даже если вы не любите Берни Шоу (а люди, упорно недолюбливающие этого вокалиста, всё же остались, несмотря на то, что большинство поклонников группы ему удалось перетянуть на свою сторону), вы не можете не оценить его работы на этой записи. Здесь мистер Шоу готовит нам настоящий сюрприз - в духе альбома он предстает более жестким и темным, чем мы привыкли его слышать. В голову приходит мысль, почему же группа до этого раньше не додумалась. Вокал Берни Шоу способен заражать своей жизнерадостностью и лететь в заоблачные дали, но на секунду закройте в глаза, и даже в мажорной ноте вы услышите в его голосе что-то хтоническое, это можно назвать bitter sweet - сладкая горечь или горькая сладость, кому как больше нравиться. Следуя общему плану, Берни Шоу отказывается от ярких вокальных трюков и эквилибристики, он как-то намеренно изгоняет свет и порыв из своего голоса, и это идет волшебной сказке "Wake the Sleeper" только на пользу. Вокалист здесь по-прежнему необычайно эмоционален, но в тоже время он примеряет на себя очень интересные маски, то он мудрый рассказчик историй этого странного мира, то подозрительный безумец, то одержимый любовью демон - и всё это с поразительной глубиной, страстью и подкупающей достоверностью.

У Uriah Heep есть потрясающее свойство - всё музканты ярко индивидуальны, они никогда не производят на свет смешанную и смазанную волну звуков, каждого можно расслышать в отдельности, но вместе они создают феноменальную музыкальную ткань, поразительной целостности, гармонии и силы.

Альбом открывает заглавный трек "Wake the Sleeper". Забавно, но это первый полноценный инструментал в истории группы. Названию своему он соответствует в полной мере - вы не просто проснетесь, заснете вы не скоро, а если переусердствуете, то и вообще останетесь без барабанных перепонок. Ударные с места в карьер берут такой ритм, что вы начинаете подумывать, а не ошиблись ли диском, но тут вступают остальные - таинственный электроорган и бескомпромисная гитара, отдельным инструментом становится многоголосье, изредка словно заклинание раздается Wake the Sleeper. Этот трек словно таинство, открывающее дверь в мир, который создает группа на альбоме. Постепенно вы понимаете, что стали свидетелем какой-то музыкальной оргии и со священным ужасом слышите, что гитара сама почти отчетливо выговаривает заветные слова.

Далее следует "Overload" - очень интересный трек, в полной мере испытавший на себе влияние более молодых направлений рока вплоть до "нью эйдж", однако содержащая в себе странную мудрость молодости недоступную. Эта песня - своего рода предупреждение о том, что человек теряет себя в нашем безумном мире сети, переселяясь в виртуальный мир онлайна, но это - личная вселенная отшельника и тюрьма одиночника. Вы буквально видите, как мир опутывают провода и пронзают сигналы, как несется поток информации, неизбежно приблежая перегрузку, на мгновение электроорган дает светлую ноту словно предышку, но его сметает беспощадная гитара, а вокал вторит страшное предупреждение, увлекая за собой многоголосье, мгновенно переходящее от мрачных пророчеств на обещание надежды и наоборот. Эта песня - болезненно правдоподобное отражение нашего безумного мира, где так зыбки всё границы и так много всего перемешано в едином котле.

Тема находит своё развитие в следующей композиции "Tears of the World" - классическом боевике от Uriah Heep, явном потомке "Time of Revelation" с великолепного "Sea of Light". Но потомке и никак не клоне! Как только вы решили, что раскусили эту вещь, она удивляет вас изгибом проигрыша, сообщающем ей глубину и некоторую эпическую обреченность. А что вы хотели от истории о слезах безумного мира, которым правят глупцы, но лишь потому, что им позволяют? Благодаря гитаре Бокса и органу Ланзона композиция обретает величественность и монументальность, при этом ничуть не сбавляя ритма.

Далее следует более легкая и мелодичная "Light of Thousand Stars". Драйв этой песни обеспечивается всеми музыкантами, слившимися в ровной и напевной мелодии. Очень трудно сказать о чем эта песня - слишком о многом: о мире, о людях, но прежде всего - о любви. Эту композицию трудно назвать невесомой, но всё же это самый "светлый" трек альбома - абсолютно необходимый после трех предшествующих и утверждающий, что куда бы ни катился мир, пока в нем есть любовь, ничего не потеряно.

Пятая "Heaven's Rain" - настоящий сюрприз для поклонников Uriah Heep. Полностью оставаясь верными себе, ведомые электроорганом Ланзона, они заходят на территорию фэнтази-рока и таких групп как Rainbow, Dio и где-то даже Nightwish. Впрочем они и сами бывали здесь задолго до вышеперечисленных, но кто знал, что они вернуться? Однако, вот рассказчик в лице Берни Шоу приглашает вас в "королевство прекрасных историй, чистых словно небесный дождь", и вы совершенно не в силах отказать ему, потому что, если есть в мире волшебство, то эта песня тому прямое доказательство.

Шестая композиция "Book of Lies" с её бодрым ритмом возвращает нас на грешную землю. Это рассказ или, если угодно, исповедь. Чья? Нам никогда этого не узнать, но герой вдруг осознает, что его жизнь - книга лжи, и от слов этой книги, от того, каким предстает персонаж, стынет его собственное сердце. Эта странная история преподносится необычайно чарующей и гармоничной, но в то же время сильной мелодией, которая идеально подчеркивается текстом и в свою очередь сама подчеркивает каждое слово. Пусть жизнь этого человека - "Книга лжи", но почему-то кажется, что эта книга чертовски интересна и полна приключений.

Трудно в это поверить, но седьмым пунктом в меню идет настоящий эпик - "What Kind of God". История человека, который возвращается в родной край, чтобы обнаружить, что его дом полностью уничтожен кровопролитной войной. Вокалист в этой вещи просто превосходит самого себя, его голос здесь - голос Миссии. Он переходит с шепота на крик, он вопрошает, что же это за Бог, во имя которого захватчики сеют смерть и разрушения. Иногда кажется, что вы слушаете кусок рок-оперы, и опера эта ничуть не уступает "Jesus Christ Superstar". Не остают от Шоу и остальные - вместе они создают эту величественную историю в музыке, нарушая всё классические законы построения стандартной рок-композиции. Гитара Бокса рассказывает историю с вокалистом, яростно ревет в бою и оплакивает смерть, клавишные придают повествованию монументальность и мистицизм, ударные переходят от легкого ритма, сопровождающего начинающего историю героя, в яростный гул ужаса разрушения и смерти, бас парит над этим полем брани словно темный ангел рока.

Восьмой трек "Ghost of the Ocean" способен поразить человека, который начинает своё знакомство с группой с этого альбома. Uriah Heep перетряхнули свой классический движок, сделав его совешенно современным, но если вы его никогда не слышали, он станет для вас откровением. История о прекрасных бунтарках, бороздящих океаны на ветре свободы, ради которой они готовы отдать всё, запомнится вам надолго благодаря классической гитаре Бокса, необыкновенной силе, энергии и той самой свободе безумной и первобытной, которыми пропитана эта вещь.

Девятый трек, один из самых сильных на альбоме, ненадолго создает у слушателя иллюзию, что он добрался до обязательной баллады, мрачноватой, но всё же баллады. Иллюзия эта вскоре безжалостно разбивается, "Angels Walk with You" оборачивается жесткой и тяжелой композицией с сильной ноткой очень темного блюза, тягучим ритмом и совершенно бесподобным соло электрооргана. Вообще, вещи, написанные Болдером, всегда заставляют задуматься, что же за внутренние демоны бродят в этом человеке с каменным лицом. За "ангельским" названием скрывается страстная и абсолютно безжалостная история о любви, любви для которой уже нет правды и неправды, разума и безумия, святости и греха, Ада и Рая... Здесь опять на высоте оказывается Берни Шоу. Таким вы его никогда не слышали и вряд ли усышите, потому что всё, что только можно было рассказать о любви и одержимости, он рассказал не только словами, но и каждой интонацией и звуком. Наверняка, вы будете слушать эту песню снова и снова, и каждый раз у нее будет новый герой, живущий в новом времени, в новом месте, но чувство, о котором идет речь - лишь одно. В этой сильной тягучей и жаркой мелодии вы можете открыть совершенно невероятные грани, она - как бесконечная экскурсия то в Ад, то в Рай, и куда-то, где уже ничто не имеет значения.

Десятый трек - тоже ещё та штучка для человека неподготовленного. Uriah Heep достают из сундучка один из старых движков времен "Sweet Freedom". Кто бы мог подумать, что встряхни его, подлатай, и можно вырастить такую восхитительно-маниакальную кислотную шизофрению под названием "Shadow"! Пропитанная паранойей, со своим странным ритмом и совершенно убийственной гитарой Бокса, который просто издевается над слушателем, эта композиция надолго засядет у вас в мозгу.

Завершает альбом совершенно неожиданная, но просто выносящая вас на носилках вещь авторства Тревора Болдера "War Child". Uriah Heep гордо вторгаются на территорию…Black Sabbath, Dio и самых мрачных дум-металлистов. Тягучий и тяжелый движок в сочетании с убийственной мрачностью текста и "темным" вокалом создают невероятный драйв и настроение. Многоголосье во главе с Шоу уходит в такие дали, что точно гореть бы им на кострах инквизиции, тем более что обычно улыбчивый Шоу, к этому моменту, кажется, абсолютно уверился в том, что он - ангел апокалипсиса. Такой языческой и темной красоты песни на моей пямяти не выдавала ни одна из команд, на подобном материале специализирующихся. Под конец вы просто выпадаете в осадок, в то время как звук последней гитарной ноты тает в воздухе, завершая этот невероятный альбом.

Итак, как вы поняли, "Wake the Sleeper" - альбом очень сильный. Он невероятно красив, мощен, стремителен, глубок, гармоничен, и может похвастаться несколькими абсолютными шедеврами, такими как "Heaven's Rain", "What Kind of God", "Angels Walk with You", "War Child", интересным новаторским материалом вроде "Wake the Sleeper" или "Overload" и, наконец, просто очень хорошими песнями, в которых с каждым разом вы будете открывать всё новые и новые грани и глубины.
То же можно сказать и об альбоме в целом. "Wake the Sleeper" удался на славу, этот странный гость из совершенно другого мира, обитатели которого ещё помнят, что такое быть настоящими музыкантами, знают как творить волшебство и оставаться вечно молодыми. А может не всё потеряно для нас, если этот альбом был выпущен на мейджере Universal?
Как бы там ни было, хочется надеяться, что следующей работы Uriah Heep не придется ждать 10 лет, и что она будет не менее достойной, чем "Wake the Sleeper" - 21-ый студийный альбом Uriah Heep и первый в XXI-м веке, альбом, который стоил всех лет ожидания и смог принести в нашу жизнь кусочек настоящей магии музыки…



Оценка: 10


Carcharodon Carcharias



Ссылка на сайт - Uriah Heep "Wake the Sleeper"

@музыка: Uriah Heep - War Child

@темы: Uriah Heep, музыка, обзоры, рецензии